История Храма

История храма Святой Троицы

Храм Святой Троицы в Челябинске — уникальное явление истории, архитектуры, религиозной традиции.
(официальный сайт — www.hram-troica74.ru)

История создания храма Святой Троицы окружена множеством загадок, которые еще ждут своих открывателей. Но уже сегодня известно, что после уничтожения Христорождественского собора она оставалась самым крупным храмом Челябинска. Что архитектором ее был Петр Сараев, а главным спонсором (да простят мне читатели современную терминологию) известный челябинский купец Максим Ахматов. Есть версия, что это один из 300 российских храмов, построенных в честь 300-летия Дома Романовых.

О храме

Храм строили споро, и к началу мировой войны, в августе 1914 года, он был уже освящен. Он считался многоштатным, потому что вместе с настоятелем в нем было три священника. Для сравнения: в Христорождественском соборе, находившемся на месте сегодняшнего оперного театра, служили пятеро священников, а нынешний кафедральный Симеоновский собор был скромной кладбищенской церковью.

Главным инициатором обновления старой Никольской церкви, ставшей прообразом сегодняшней Свято-Троицкой, был уже упомянутый купец Максим Ахматов. Но поскольку церковка получилась небольшой, в 1909 году правящий архиерей Оренбургский и Ирбитский Дионисий подписал проект строительства нового Свято-Троицкого храма, который до сих пор является главным украшением заречной части Челябинска.

Отсюда необычный для наших мест псевдорусский стиль и корабельная планировка, делающая церковь похожей на ковчег спасения, плывущий во времени и пространстве. На протяжении почти двухсот лет устремляются сюда богомольцы, чтобы воздать благодарность Богу, попросить о насущном, поделиться заветным.

Про такие уголки говорят — намоленое место:

История Cвято-Троицкого храма восходит своими корнями к началу XVIII века. Настоятель храма, протоиерей отец Игорь Шестаков, рассказывает, что возник он на месте деревянного Cвято-Никольского храма благодаря усилиям местных купцов-хлеботорговцев, имевших большой вес в тогдашнем обществе и стяжавших Зауралью славу житницы, известной не только в России.

В двадцатые годы Cвято-Троицкий храм закрыли, и это спасло его от печальной участи Христорождественского собора, взорванного в годы революционной смуты. Старожилы помнят, что ключи от храма хранил один из горожан, живший поблизости от храма. Когда чекисты пришли изымать церковное имущество, он отказался отдавать им ключи. Его застрелили. Точно так же закончил свою жизнь священник храма Александра Невского. К сожалению, их имена неизвестны. Центральный исторический архив Москвы на запросы южноуральцев, интересующихся историей Cвято-Троицкого храма, прислал официальный ответ: «Кроме страховой оценки, других документов о Свято-Троицком соборе Челябинска не обнаружено».

Сегодня храм на улице Кирова несколько потерялся на фоне выросших рядом высотных зданий, и это обстоятельство не может не беспокоить его настоятеля — протоиерея отца Игоря Шестакова. — Обратите внимание, как органично вписываются храмы в районы московских новостроек, особенно если въезжаешь в столицу со стороны Рублевского шоссе, — говорит отец Игорь. — Даже высотки не «спорят» с храмовыми сооружениями, не «гасят» их, они мирно сосуществуют, оттеняя и дополняя друг друга. У нас другая картина. Челябинская Свято-Троицкая церковь, бывшая доминантой Заречья, перестала играть свою прежнюю роль. Увы, таковы реалии рыночной действительности.

Тем не менее, церковь по-прежнему притягивает прихожан, среди которых, наверное, и жители тех самых окрестных многоэтажек, работники современных офисов: Да, конечно, Свято-Троицкая церковь привлекает не только необычностью внешнего облика, но и внутренним убранством, особенно росписью в так называемом васнецовском стиле, представителями которого являются Нестеров, Корин.

Бережно хранят здесь святыни. В 1881 году настоятель Свято-Троицкого храма привез из Афонского монастыря частицы мощей святых великомученика и целителя Пантелеймона и апостола Андрея Первозванного. Они хранились в храме вплоть до 1924 года, исцеляя больных и страждущих. Потом власти изъяли церковное имущество, в том числе и святыни, и только благодаря усилиям работников областного краеведческого музея кое-что удалось вернуть. Пока на временное хранение, но верующие надеются, что скоро святыни займут в храме свое постоянное место. В их возвращении большую роль сыграл настоятель храма «Утоли моя печали» Дмитрий Алферов, трепетно относящийся к истории. Именно он нашел в музейных запасниках ковчежец с мощами cвятого Пантелеймона и ходатайствовал о возвращении их в Свято-Троицкий храм.

В числе возвращенных святынь и икона Знамения Божией Матери, являющаяся чудотворной, о чем свидетельствует соответствующая табличка с тыльной стороны.

В 1911 году икона чудесным образом исцелила от тяжелого недуга дочь одного челябинского мещанина, который и пожертвовал образ Богоматери Свято-Троицкому храму. В 2002 году произошло еще одно не менее чудесное исцеление: приложившись к мощам святого великомученика Пантелеймона, излечилась от болезни девушка, долгое время пребывавшая в состоянии комы. Свято-Троицкий храм. Зима Кроме того, в Свято-Троицком храме находятся частицы мощей многих святых: святого мученика Трифона, св. великомученика Пантелеймона, преподобного Серафима Саровского, апостола Тимофея, апостола Андрея Первозванного и др.

(перепечатано из материалов «Челябинского рабочего» от 21.08.2004г.)